Методические материалы по использованию мультимедийного диска "Библиотека электронных наглядных пособий по астрономии"

Основной особенностью данной мультимедиа библиотеки является наиболее полное методическое сопровождение. Даже при наличии современных компьютеров в классе основные трудности, с которыми сталкивается учитель физики и астрономии при внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий – недостаточное количество методических материалов, незнание возможностей телекоммуникационных средств поддержки. Именно в методических материалах показаны различные способы использования данного программно-педагогического средства.

Первый и основной способ – при преподавании астрономии на уроках в основной и старшей школах для объяснения нового материала, на уроках обобщения и закрепления знаний. Для удобства учителя созданы 35 презентаций, которые по структуре повторяют строение учебника Левитана Е. П. "Астрономия". Данные презентации учитель может использовать как полностью, так и добавляя (изменяя) иллюстрации, фотографии, вписывая собственный текст.

Поскольку каждый научно-методический комплект состоит из планирования, методических рекомендаций и задачника (сборника тестов) для контроля знаний, умений и навыков, то данный мультимедийный диск, кроме рекомендаций по поурочному распределению материала, дополнен карточками индивидуальных заданий по астрономии с тематическими контрольными работами.

Рекомендации по поурочному распределению материала с моделями уроков и описанием составлены по учебнику Левитана Е. П. "Астрономия", а в каждом конкретном случае рекомендуется соответствующий материал по учебникам: Засов А. В., Кононович Э. В. Астрономия 11 класс, Порфирьев В. В. Астрономия 11 класс, Воронцов-Вельяминов А. Б. Астрономия 11 класс (подготовлен к изданию Страутом Е. К.).

В арсенале современной методики преподавания астрономии не только лекции учителя, но и использование новых педагогических технологий. Поэтому, в данных методических рекомендациях приведены также различные способы и цели использования мультимедийного диска "Мультимедиа библиотека по астрономии" для:

Примеры создания тестов и модели уроков показаны на рис. 1 – 3.


Рис. 1. Создание тестов с помощью мультимедиа библиотеки


Рис. 2. Задание из модели урока


Рис. 3. Спутники планет-гигантов из моделей уроков

Примеры презентаций в мультимедийном диске "Мультимедиа библиотека по астрономии" составлены по учебнику Левитана "Астрономия 11 класс". Именно поэтому, в настоящих методических рекомендациях по использованию мультимедийного диска "Мультимедиа библиотека по астрономии", основываясь на поурочном распределении учебного материала, созданном Левитаном, приведены различные модели уроков, при этом полностью сохранен авторский стиль методического пособия "Основы обучения астрономии".

Учитель, основываясь на представленных моделях уроков, может создать свои собственные поурочные разработки курса, модели уроков (рис. 4). При этом рекомендуем обратить внимание на авторскую конструкцию моделей уроков, даваемую Левитаном Е.П.:


Рис. 4. Поурочное распределение учебного материала

Таким образом, учителя физики методические рекомендации к диску "Мультимедиа библиотека по астрономии" помогут наиболее полно выявить возможности мультимедиа библиотек.

Новые дидактические и технические возможности современных библиотек электронных наглядных пособий

К возникновению современных программно-педагогических средств – мультимедиа библиотек привело развитие технических возможностей компьютеров.

Дидактические возможности (рис. 5):

  1. Интегрируемость с другими мультимедиа библиотеками, например, с химией, биологией.
  2. Системность и структурно-функциональная связность представления мультимедиа объектов в рамках программного материала.
  3. Максимальное обеспечение возможностей компьютерной визуализации программного материала и интерактивности обучения.
  4. Различные способы и цели использования мультимедиа библиотек, методическая поддержка учебного процесса.

Рис. 5. Дидактические возможности мультимедиа библиотек

Технические возможности современных мультимедиа библиотек:

  1. Взаимозаменяемость между мультимедиа библиотеками различных производителей. Возможность использования любого плеера. Возможность использования любого конструктора.
  2. Взаимодополняемость объектов. Объект из любой библиотеки можно добавить в базу данных другой библиотеки.
  3. Дополняемость базы данных: самостоятельная и авторами (разработчиками) мультимедиа библиотек, используя возможности Интернет.
  4. Масшабируемость объектов.

Эти технические возможности добавления в базу данных мультимедиа объектов и взаимозаменяемости связаны с тем, с целью унификации информационные объекты мультимедиа библиотек исполняются в форматах из следующего перечня:


Рис. 6. Технические возможности мультимедиа библиотек

Обобщая все выше сказанное, отмечаем, что особенности структуры и возможности реализации наполнения плееров есть у всех мультимедиа библиотек по физике и астрономии. Авторами и разработчиками предложены замечательные модели, анимации, изумительные рисунки, которые, безусловно, помогут учителю физики в конструировании современного урока.

Теперь большой методической задачей будет обучение учителей физики:

Hosted by uCoz