Создание веб-квеста для самостоятельной работы учащихся по астрономии

Главная Учителю Иллюстрации
Наблюдатели Аналитики Астрономы Обозреватели Климатологи Аниматоры

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.

Веб-квест (webquest) в переводе с английского - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства.

Бывают два разных типа веб-квестов: кратковременные и долговременные. В качестве кратковременного веб-квеста можно предложить работу над проблемными задачами по астрономии, которые выполняются учащимися в течение нескольких недель как на уроках, так и во внеурочное время.

Предлагается создание веб-квеста по наблюдению за солнечной активностью. Именно с помощью данного веб-квеста учитель покажет важность применения компьютерных технологий в "большой" науке астрономии при различных аспектах изучения небесных объектов: это автоматизация наблюдений, обработка их результатов, работа с астрономическими каталогами и моделирование различных процессов, Учитель сможет показать с помощью данного веб-квеста, что современные астрономические наблюдения, в которых приемником излучения служит не линза или фотопластинка, а матрица ПЗС, могут проходить только с использованием компьютерных технологий, тем более, что частично наблюдения транслируются с космических аппаратов в режиме реального времени. Таким образом, знакомство учащихся с современными методами компьютерных технологий в "большой" науке совершенно необходимо и правомерно.

Вариантом организации практических наблюдений является метод проектов, в основе которого лежит исследовательский подход. В классе организуется шесть творческих группы, которым предлагается разработать и осуществить, а затем защитить проект, например "Наблюдение солнечной активности по числу пятен на Солнце". Солнечная активность характеризуется различными факторами. Прежде всего, это количество солнечных пятен - областей с сильным магнитным полем и более низкой температурой. Статистика солнечных пятен сводится к подсчету числа групп пятен g и числа всех пятен f, включая в группы и одиночные пятна. По результатам подсчета вычисляется число Вольфа: W = 10 g+ f.

Например, если число групп пятен g = 10 и число пятен f = 90, то число Вольфа W = 10 g + f = 190. Учащиеся учатся наблюдать за изменением солнечной активности и делать вывод о характеристике солнечной активности. Таким образом, меняется подход к организации практических занятий - наблюдать не ради наблюдения, а для решения практически значимой проблемы. Более того, в настоящее время использование компьютера позволяет "усилить задачу" и сделать её более увлекательной. Ведь наблюдения можно провести ещё и с помощью компьютерных технологий, воспользовавшись компьютерной моделью "Солнечная активность" в мультимедийном компьютерном курсе "Открытая астрономия". Затем можно на специальных сайтах через Интернет проанализировать реальные фотографии, полученные из космической станции SOHO, сравнить свои наблюдательные данные с научными данными.

Найти фотографии Солнца по адресам www.astronet.ru (например, www.astronet.ru/db/msg/1170952) или sohowww.nascom.nasa.gov/.


Загрузочная страница сайта космической станции SOHO.


Страница загрузки фотографий Солнца с инструментов Lasco-C2, Lasco-C3 и MDI.

Здесь можно получить архивные данные о солнечной активности

По адресу специального сайта о солнечной активности www.chat.ru/~aryback/ найти показатели о числе Вольфа по дням для любого года, полученных разными наблюдателями с разных обсерваторий мира.

Основные идеи технологии организации групп учащихся:

  1. Группа практических наблюдений, регистрирующая числа Вольфа.
  2. Группа изучающих вопрос о солнечной активности с помощью компьютерной модели "Солнечная активность" по мультимедийному учебнику "Открытая Астрономия", а также по другим электронным дискам.
  3. Группа учащихся, изучающих данный вопрос по фотографиям Солнца с реальных научных сайтов. Учащиеся создают презентацию "Фотографии изменения положения пятен на Солнце".
  4. Группа учащихся, изучающих данный вопрос по данным о числе Вольфа с разных обсерваторий мира, создают Интернет обзор.
  5. Группа изучающая вопрос о корреляции климата на Земле с числом Вольфа.
  6. Группа создающих анимации.

Учащиеся выбирают роли:

  1. Наблюдателя солнечной активности с помощью школьного телескопа.
  2. Аналитика, изучающего вопрос о солнечной активности с помощью компьютерных моделей из различных мультимедийных курсов.
  3. Астронома, изучающего проблему солнечной активности с космических обсерваторий, создающего презентации.
  4. Обозревателя, изучающего вопрос о солнечной активности и создающего Интернер-обзор.
  5. Климатолога, изучающего вопрос о корреляции климата на Земле с числом Вольфа.
  6. Аниматора, создающего анимации о солнечной активности.


Технология организации астрономических наблюдений в рамках исследовательского проекта можно представить следующим образом:

1 этап. Поиск

  1. Определение цели проекта и конкретизация необходимых действий для её достижения.
  2. Определение источников и способов сбора информации. Распределение ролей.
  3. Поиск и изучение информации по проблеме. В двух направлениях - в учебной и научно-популярной литературе и в компьютерных программах, сети Интернет.
  4. Обмен информацией. Обсуждение и анализ исходного материала.
  5. Выдвижение гипотез решения проблемы. Прогноз результатов исследования.

2 этап. Исследование.

Выбор способа решения проблемы. Распределение ролей.

Далее исследование идет параллельно в двух направлениях: реальные наблюдения и используя компьютерные технологии:

  1. Периодические наблюдения.
  2. Выполнение чертежей, зарисовок.
  3. Сопоставление ожидаемых результатов с реальными результатами.
  4. Корректировка направления дальнейших наблюдений.
  5. Повторные наблюдения.
  6. Анализ результатов наблюдений
  7. Обобщение полученного материала.

Выбор программы.

  1. Выбор модели. Настройка параметров.
  2. Проведение компьютерных наблюдений.
  3. Проведение необходимых измерений. Фиксация результатов в виде схемы.
  4. Анализ результатов. Сопоставление с ожидаемыми результатами.
  5. Изменение параметров модели. Проведение повторных наблюдений.
  6. Обобщение результатов
  7. Обмен информацией. Обобщение результатов компьютерного моделирования и практических наблюдений.

3 этап. Презентация

  1. Выбор способов представления результатов. Обсуждение сценария презентации. Распределение ролей.
  2. Подготовка реферата, транспарантов, иллюстраций компьютерных моделей, фотографий, плакатов и т. д.
  3. Защита проекта.
  4. Обсуждение проекта. Оценка.

Литература:

  1. Галкина Т.А. Организация поисковой учебно-познавательной деятельности на уроках астрономии. "Физика", № 46, 2000
  2. Гомулина Н.Н. Дистанционный урок: Лабораторная работа "Солнечная активность", "Прожект Хармони Инк." (Project Harmony Inc.), 2001.
  3. Галкина Т.А., Гомулина Н.Н. Интенсивное использование. возможностей современных компьютерных технологий и их взаимодействие с реальными наблюдениями при организации исследовательской деятельности на уроках астрономии в средней школе. ИТО-2001. ito.edu.ru/2001/ito/II/1/II-1-25.html

Hosted by uCoz