Главная | Учителю | Иллюстрации | |||
---|---|---|---|---|---|
Наблюдатели | Аналитики | Астрономы | Обозреватели | Климатологи | Аниматоры |
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Веб-квест (webquest) в переводе с английского - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства. Бывают два разных типа веб-квестов: кратковременные и долговременные. В качестве кратковременного веб-квеста можно предложить работу над проблемными задачами по астрономии, которые выполняются учащимися в течение нескольких недель как на уроках, так и во внеурочное время. Предлагается создание веб-квеста по наблюдению за солнечной активностью. Именно с помощью данного веб-квеста учитель покажет важность применения компьютерных технологий в "большой" науке астрономии при различных аспектах изучения небесных объектов: это автоматизация наблюдений, обработка их результатов, работа с астрономическими каталогами и моделирование различных процессов, Учитель сможет показать с помощью данного веб-квеста, что современные астрономические наблюдения, в которых приемником излучения служит не линза или фотопластинка, а матрица ПЗС, могут проходить только с использованием компьютерных технологий, тем более, что частично наблюдения транслируются с космических аппаратов в режиме реального времени. Таким образом, знакомство учащихся с современными методами компьютерных технологий в "большой" науке совершенно необходимо и правомерно. Вариантом организации практических наблюдений является метод проектов, в основе которого лежит исследовательский подход. В классе организуется шесть творческих группы, которым предлагается разработать и осуществить, а затем защитить проект, например "Наблюдение солнечной активности по числу пятен на Солнце". Солнечная активность характеризуется различными факторами. Прежде всего, это количество солнечных пятен - областей с сильным магнитным полем и более низкой температурой. Статистика солнечных пятен сводится к подсчету числа групп пятен g и числа всех пятен f, включая в группы и одиночные пятна. По результатам подсчета вычисляется число Вольфа: Например, если число групп пятен g = 10 и число пятен f = 90, то число Вольфа W = 10 g + f = 190. Учащиеся учатся наблюдать за изменением солнечной активности и делать вывод о характеристике солнечной активности. Таким образом, меняется подход к организации практических занятий - наблюдать не ради наблюдения, а для решения практически значимой проблемы. Более того, в настоящее время использование компьютера позволяет "усилить задачу" и сделать её более увлекательной. Ведь наблюдения можно провести ещё и с помощью компьютерных технологий, воспользовавшись компьютерной моделью "Солнечная активность" в мультимедийном компьютерном курсе "Открытая астрономия". Затем можно на специальных сайтах через Интернет проанализировать реальные фотографии, полученные из космической станции SOHO, сравнить свои наблюдательные данные с научными данными. Найти фотографии Солнца по адресам www.astronet.ru (например, www.astronet.ru/db/msg/1170952) или sohowww.nascom.nasa.gov/.
Здесь можно получить архивные данные о солнечной активности По адресу специального сайта о солнечной активности www.chat.ru/~aryback/ найти показатели о числе Вольфа по дням для любого года, полученных разными наблюдателями с разных обсерваторий мира. Основные идеи технологии организации групп учащихся:
Учащиеся выбирают роли:
Технология организации астрономических наблюдений в рамках исследовательского проекта можно представить следующим образом: 1 этап. Поиск class="subtitle">
2 этап. Исследование. Выбор способа решения проблемы. Распределение ролей. Далее исследование идет параллельно в двух направлениях: реальные наблюдения и используя компьютерные технологии:
Выбор программы.
3 этап. Презентация
Литература:
|