Учащимся: Раздаточный материал учащимся |
|
Учителю: |
Предмет: астрономия, 11 класс. Рекомендуется проводить в профильных физико-математических классах Тема. Лабораторная работа "Солнечная активность". Цель урока. Продолжить формирование представлений о Солнце как динамическом центре Солнечной системы Знакомство учащихся с проявлениями солнечной активности в виде пятен, протуберанцев Формирование общих представлений о пятнообразовательной деятельности Солнца, о циклах солнечной активности. Обратить внимание учащихся на непрерывное движение и изменения, наблюдаемые в разных слоях атмосферы Солнца. Основные термины. Пятна, протуберанцы, космическая обсерватория SOHO, цикл солнечной активности. Центры солнечной активности (активные области); магнитные поля, спокойная и возмущенная фотосфера; 11-летний цикл солнечной активности; проблема "Солнце-Земля"; солнечный ветер. Самостоятельная деятельность учащихся. Получение информации о Солнце в режиме реального времени. Активизация знаний о пятнообразовательной деятельности Солнца, вычисление чисел Вольфа и определение размеров активных областей по фотографиям с космической обсерватории SOHO. Основные умения, получаемые учащимися в процессе урока. Умение по фотографиям определять размеры пятен и протуберанцев, сравнивать их с размерами Земли, умение определять степень солнечной активности по различным параметрам. Умение получать информацию о Солнце в режиме реального времени. Мировоззренческий аспект урока. Интеграция физики и астрономии, углубление знаний по физике. Показать важное значение исследований проблемы "Солнце-Земля". План урока.
I. Методика работы с телекоммуникационными средствами обучения
Рис. Космическая обсерватория SOHO, главная страница сайта. Порекомендовать учащимся выйти на страницы "Космическая погода", познакомиться с фотографиями, полученными с космической обсерватории SOHO. На обсерватории имеются различные приборы, наблюдающие Солнце в ультрафиолетовом диапазоне, приборы, ведущие наблюдения за пятнами на Солнце, LASCO-2, LASCO-3 и другие. Рис. Космическая обсерватория SOHO, страница "Космическая погода". Учащиеся должны сохранить несколько фотографий для последующей работы. Сохранить фотографии Солнца на день проведения лабораторной работы, полученные с прибора MDI в режиме реального времени. По этим данным затем рассчитать число Вольфа на день проведения лабораторной работы. Дополнительно. Возможно получение информации об активности Солнца на день проведения лабораторной работы с приборов LASCO-2 (фотографии окрашены в красный цвет), LASCO-3 (фотографии окрашены в синий цвет). II. Примерный отчет учащихся о лабораторной работе Заполнить таблицу отчета № 1 к заданию № 1
III. Контрольные вопросы
IV. Оценка урока Урок изучения проявлений солнечной активности, проведенный в данной форме - лабораторная работа - проходит исключительно интересно для учащихся, поскольку вопрос проявления солнечной активности значим для всех жителей Земли. В ходе урока учащиеся получают знания по астрономии на современном научном уровне, активизируют необходимые знания по физике, закрепляют навыки работы в современных информационных технологиях при систематизации сохраненных фотографий в виде файлов, работе в Интернет по определенным адресам. Анализ данных с сайта "Солнечное обозрение" способствует концентрации внимания на специфические вопросы, связанные проявлениями солнечной активности в виде солнечных пятен. Анализ данных с космической обсерватории SOHO, получаемые в режиме реального времени, активизируют представления учащихся о проявлениях активности Солнца. После такого занятия учащиеся могут пользоваться данными этого научного сайта одновременно с прогнозом погоды. V. Рекомендуемая литература по данной теме
|